Старинный нижегородский город Выкса вырос вокруг металлургического завода с 260-летней историей. Здесь были изготовлены первые в стране железнодорожные рельсы, литые чугунные украшения и знаменитые кони на Триумфальной арке, ограда для здания Провиантских складов и Большого театра в Москве. В Выксе поддерживают и развивают культурные традиции, как старые, так и вновь созданные: сейчас здесь в едином пространстве существуют металлические конструкции инженера, архитектора и изобретателя Владимира Шухова и арт-объекты современных художников со всего мира. Фестиваль ARTOVRAG стартовал в 2011 году, вдохновляясь программами развития многих малых городов в Европе с помощью проведения там фестивалей современной культуры — так преобразились и стали важными туристическими центрами Авиньон, Канны и Гластонбери. Чтобы успешно интегрировать фестиваль в жизнь города, его жителей сделали не просто зрителями, а соучастниками фестиваля.

Маршруты

  • Где есть
  • Где жить
  • Что смотреть

Автомаршрут

 

КРАСНАЯ ПЛОЩАДЬ И ОКРЕСТНОСТИ
(ост. «Арт Овраг»)
Парковка: у Нового Универмага (Ленина, 17)

Сводить знакомство со стрит-артом Выксы на автомобиле лучше начиная с окрестностей местной Красной площади – такое революционное название получила старинная Базарная площадь к десятилетию революции в 1927 году. Тогда же здесь был заложен и первый камень самой заметной постройки города – Дворца культуры металлургов [1]. Сейчас это голубое здание с двумя изящными башенками, возведенное за рекордные два года по проекту архитектора Евгения Гуцкова, более известно как ДК им Лепсе, в честь латвийского большевика, главы местного профсоюза металлургов, финансировавшего строительство.

В 2014 году за зданием ДК появился новый символ города – «Pro.Елка» [2] архитектора Петра Виноградова из проекта «Pro.Движение». Эта 17-метровая стальная скульптура, обыгрывающая образ московской Шаболовской башни, получила в 2015 году престижную Премию Сергея Курехина в категории «Искусство в общественном пространстве», и по-настоящему пришлась по душе консервативным выксунцам, полюбивших устраивать вокруг авангардной елочки новогодния гуляния.

Сразу несколько произведений стрит-арта обнаруживаются за углом от площади, со стороны улица Ленина – вокруг почты и здания, которое в Выксе до сих пор называют Новым Универмагом (сейчас здесь супермаркет ATAК). Белые кошки, стерегущие птичек на торце Нового Универмага [3], появились в 2011 году стараниями братьев Андрея и Михаила Рудневых, работающих под псевдонимом ArtBrothers; это одна из первых их работ в Выксе.

Две стороны [4] трансформаторной будки справа от здания расписали в 2012 году молодые кемеровские художницы из дуэта Pani Paniki, чьи работы сейчас можно встретить по всей России; третью [5], украшенную изображением сказочной девушки с косой, – никому в 2013 году еще не известная ростовчанка Настя Красева. «Арт-Овраг» в Выксе стал одним из первых фестивалей, в котором Красева приняла участие; сейчас она входит в московское объединение Vitae Viazi, работы которого вы еще увидите по всему городу.

С другой стороны этой трансформаторной будки открывается боковой торец городской почты (Красная Площадь, 7); сюрреалистическая трехмерная иллюзия на стене [6] – еще одна работа братьев-близнецов Рудневых, они же ArtBrothers (2012).

Если обойти здание почты кругом, с обратной стороны обнаруживается глухой кирпичный забор [7], во всю длину расписанный пермской командой ICREW. Выцветшая краска на старом кирпиче, пустырь с видом на панельные дома микрорайона «Центральный» – хотя эта работа ICREW и была фестивальной, мало какая роспись в Выксе производит такое же впечатление настоящего партизанского искусства, каким и был изначально стрит-арт.

На обратном пути к Новому Универмагу и оставленной машине стоит отыскать еще одну расписанную трансформаторную будку [8] (подсказка: она между зданием универмага и ДК им. Лепсе). Женское лицо на ее стене выполнил в 2012 году серпуховский художник Рома REMO, один из самых интересных и узнаваемых уличных художников России. Начав заниматься стрит-артом еще на заре 2000-х, со временем он переключился на графику и живопись на холсте, что довольно заметно сказалось на его графитти, выполненных в крайне узнаваемом стиле: виртуозные росписи REMO образованы мельчайшими разноцветными кругами или геометрическими фигурами, которые больше всего напоминают не то мазки живописи французских пуантилистов, не то фосфены — цветные пятна, что появляются на глазах, если смотреть на солнце.

Двигаясь дальше по улице Ленина, не пропустите справа торец типовой девятиэтажки, на котором в 2016 году появилось панно «Природа» [55] Константина Zmogk (микрорайон Центральный, 3, второй по ходу движения дом после Нового Универмага). Один из старейших действующих мастеров стрит-арта в России, Zmogk продолжает расписывать стены с 1990-х годов – шрифтовыми композициями, изображениями фантастических роботов или, как на этой стене в Выксе, — динамичными и несколько абстрактными рисунками, которые складываются из крупных разноцветных поверхностей.

ВОКРУГ ПОЖАРНОЙ ЧАСТИ
Парковка: у пожарной части (Ленина, 65) или у церкви Иоанна Богослова (Ленина, 69)

Справа из-за забора пожарной части виднеется обитая цинком башня [9], на которой в 2011 году те же Art Brothers нарисовали рыболова, не подозревающего, что на его удочку сейчас попадется рыба-молот. А чуть наискосок от этой башни, на стене дома 10А, обнаруживается первая из трех работ, которые выполнил в 2013 году в Выксе французский художник Филипп Боделок. Рисунки этого выпускника парижской Высшей школы прикладного искусства, самого престижного художественного вуза Франции, узнаваемы с первого взгляда. Паутина тончайших белых линий, которые Боделок виртуозно чертит от руки мелом или пастелью на угольно-черном фоне, заполняются геометрическими узорами и очертаниями неведомых галактик, чтобы волшебным образом сложиться в завораживающие трехмерные фигуры животных, вымышленных или настоящих. В последние годы этот сказочный зверинец появлялся (и вскоре исчезал) и на стенах Парижа, Марселя и других французских городов, и в залах важных художественных галерей, но Выкса остается едва ли единственным местом за пределами родины художника, где с ними можно свести знакомство. Две работы Боделока – антилопа [10] и притаившийся на ветке ягуар [11] – находятся на стенах соседних домов вокруг выксунской пожарной части (Центральный микрорайон, 9 и 10А), еще одну вы увидите чуть позже.

С этими же домами за пожарной частью связана и едва ли не главная история успеха фестиваля «Арт Овраг» — по крайней мере, с точки зрения самих выксунцов. Чтобы взглянуть на ее последствия, достаточно углубиться во дворы – дорогу укажут выкрашенные в радужные цвета коробы газовых труб [12] между девятиэтажками. Кураторов «Арт Оврага» не могло не смущать, что программа фестиваля никак не затрагивает местных жителей, жизнь которых она была призвана улучшить. И вот в последние годы в рамках фестиваля в Выксе стартовала программа «арт-дворов», основанная на принципах так называемого соучаствующего проектирования — этот подход предполагает, что в трансформации городской среды на равных с заезжими именитыми архитекторами и урбанистами участвуют и непосредственно потребители будущего проекта, то есть местные жители. Жильцы окрестных домов формулировали проблемы своего двора, придумывали с помощью архитекторов и урбанистов способы их решения, разрабатывали проект – после чего он был реализован. Первый арт-двор города [13] как раз и находится за пожарной частью. Среди выксунцев он до сих пор известен как «Черный кортик»; такое зловещее название носила излюбленная забава местных мальчишек – спихивать друг друга с покатой крыши подземного гаража чуть ли не под колеса автомобилей, лихо объезжавших через двор пробки на улице Ленина. В 2015 году на месте опасной крыши по проекту жильцов Артель архитекторов выстроила универсальную конструкцию, которая может по необходимости трансформироваться в сцену для выступлений, зал для собраний соседей или спортивную площадку.

ШУХОВСКАЯ БАШНЯ
Парковка: нет

За расписанной пристройкой [14] на перекрестке улиц Ленина и Братьев Баташёвых (каждую из машин на этой стене нарисовал один из художников, приглашенных в Выксу на фестиваль 2013 года) по правой стороне тянется забор металлургического комбината. А за забором скрывается главная достопримечательность города – водонапорная башня Владимира Шухова [15]. Гениальный русский инженер и изобретатель известен во всем мире в первую очередь одним открытием – революционной идеей использования в строительстве сетчатых оболочек из стальных балок в форме геометрической фигуры гиперболоида; самый известный гиперболоид инженера Шухова – это, разумеется, построенная им под конец Гражданской войны 160-метровая Шаболовская башня в Москве. Гиперболоидные сетчатые конструкции – невесомо легкие и невероятно прочные — лежат в основе самых авангардных построек XXI века, придумал их же в конце XIX века как раз Шухов (и, к слову, одновременно с ним и независимо от него к схожей идее подбирался в Испании еще один гений, надолго опередивший свое время, – Антонио Гауди). Первую такую «ажурную», как называл их сам Шухов, башню он выстроил еще в 1896 году для Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. И новатора Шухова тут же привлекают к расширению и перестройке металлургического завода в Выксе. Здесь он возводит над одним из цехов первое в мире перекрытие в виде стальной сетчатой мембраны двойной кривизны (1897) и строит гиперболоидную водонапорную башню высотой в 28,5 метров (1898) – и то, и другое, разумеется, из прославленного выксунского металла. Цех с авангардными шуховскими перекрытиями используется до сих пор, туда не попасть; башню же, хоть она и находится на территории завода, обещают отреставрировать и открыть для туристов – возможно, даже в 2017 году. Но пока этого не произошло, остается только разглядывать ее из-за заводского забора.

На пути к следующей остановке надо будет съехать после завода через заправку налево и выбраться через довольно разбитую дорожку на улицу 1 мая к дому 36 на берегу Нижнего пруда.

«ВОЛНА»
Парковка: 1 Мая, 36

Хотя сейчас Нижневыксунский пруд выглядит как настоящее озеро, сооружение это рукотворное – часть сложнейшей системы прудов и плотин, устроенных в конце XVIII века братьями Баташёвыми; спускаясь из пруда в пруд, вода приводила в действие все машины основанного ими здесь завода, вокруг которого и выросла Выкса. Двор дома 36 со стороны заросшего осокой пруда – место довольно идиллическое, хоть и окружено с трех сторон панельными домами. В 2012-2013 гг. здесь были расписаны две постройки – трансформаторная будка и позднесоветское здание кафе «Волна». С одной стороны кафе украшает абстрактный портрет [16] работы уже известного вам Ромы REMO – вещь еще более виртуозная, чем то, что вы видели у ДК Лепса. С другой – парное панно [17] Степана Краснова и краснодарца Артура Abel. Краснов — предводитель московской команды 310, которая действует аж с 1990-х годов и в первую очередь славится поп-артовыми сценками, будто напрямую перенесенными на городские стены не то из комиксов 1960-х годов, не то из альбома Роя Лихтенштейна. Именно Краснов и придумал заполнять изображение цветными растровыми точками, имитирующими газетную печать фотографий полувековой давности, – в последние годы такие фирменные работы 310 можно было видеть не только в центре Москвы, но и в Берлине, Париже, Барселоне, Сарагосе, Марракеше. Трансформаторную будку [18] в том же дворе расписали два главных уличных художника Челябинска, Dikson (геометрическая композиция с птицами и самолетом на одной стене) и Batis (размашистая лягушка на другой).

Обратно — на пересечении с улицей Ленина — прямо на улицу Братьев Баташёвых (с которой, кстати, тоже видна за заводским забором Шуховская башня – на этот раз слева). На следующем светофоре — правее по улице Вавилина, далее прямо по Островского до пересечения с ул. Чкалова.

«МАДОННА»
Парковка: Островского, 26

Если нырнуть с улицы Островского вглубь квартала, попадаешь в идиллический район старых краснокирпичных домов. Здесь, во дворе между домами №10 и 12 по улице Чкалова скрывается самое, пожалуй, обаятельное произведение стрит-арта в Выксе – написанная на стене сталинской трансформаторной будки черно-белая «Мадонна» [19] Паши 183. Радикальный стрит-арт работавшего под этим псевдонимом художника Павла Пухова незадолго до его смерти открыла для себя британская пресса, немедленно окрестившая его «русским Бэнкси»; самого Пухова, по рассказам его друзей, такое сравнение с самым знаменитым уличным художником мира скорее раздражало. Во многих работах он мастерски обыгрывал окружающие рисунок предметы, будто включая их в свое произведение; вот и камерная выксунская «Мадонна» уютно примостилась в проеме декоративной будки, образуя вместе с проржавевшей дверью некое подобие церковного складня.

Далее по улице Островского почти до самого конца, свернуть направо на улицу Романова и ехать до угла улицы Лизы Чайкиной.

УЛИЦА ЛИЗЫ ЧАЙКИНОЙ
Парковка: Лизы Чайкиной, 18А

20-SKAZKA
Вторая сохранившаяся в Выксе работа Паши 183 занимает весь торец дома 16. Она называется «Сказка о потерянном времени» [20] (2012): словно пытаясь остановить бег времени, ребенок тянет на себя гирьки настенных часов, а из окошка над циферблатом вместо кукушки выскакивает камера наружного наблюдения. К теме тотального контроля и надзора Пухов обращался во многих своих работах – что, отметим, опять же сближало его с Бэнкси. Надо сказать, что эта работа в Выксе уцелела по некоторой случайности. Многие росписи других художников погибли вместе со снесенными домами или же оказались погребены под слоем утеплителя, которым коммунальщики покрывали стены. В 2013 году пришла пора утеплять и этот дом; но к тому времени имя «русского Бэнкси» уже было на слуху даже у людей, от стрит-арта довольно далеких. Понимая, что имеют дело со знаменитостью, да вдобавок теперь и покойной, – а одну инсталляцию Паши 183 в городском парке успели к тому времени снести – выксунские власти сняли роспись со стены, утеплили фасад и вернули работу на то же место.

А вот торцу соседнего дома 17 повезло меньше. Бывшая здесь роспись команды 310, к примеру, так и пала жертвой утепления; сейчас на ее месте красуется работа петербуржца Стаса Багса «Первая встреча маленькой Эммы» [21]: крохотная девочка совсем потерялась перед огромным игрушечным конем.

МИКРОРАЙОН ЖУКОВСКОГО
Парковка: микрорайон Жуковского, 2А

24_FLAMINGO
Окраинный микрорайон Жуковского, до которого вы сейчас добрались, — место, пожалуй, самой высокой концентрации расписанных стен в городе. Чтобы убедиться в этом, достаточно пройти от работы Паши 183 пешком или проехать на машине буквально один квартал. Тут же обнаружится, что не менее гигантская роспись покрывает и дальний торец дома 18 по улице Лизы Чайкиной («Ключ к счастью» [22], Алекс Blot, 2013), на фасаде соседней школы красуется психоделический павлин [23] (Андрей Целуйко из команды 310), а на противоположной стороне улицы Романова чуть впереди виднеется фламинго [24], нарисованный московской командой ZukClub. От этого-то фламинго и маленького пятачка с часовней перед ним и начинается самый стрит-артовый район города.

Огромные, высотой в весь дом панно красуются тут буквально на каждом доме. Впереди выглядывает «Гитарист» [25] ангарца Basil Lst (микрорайон Жуковского, 13; выксунцы ласково называют эту роспись «Розенбаумом»), прямо на площадь у часовни выходят веселенькие окна с наличниками [26], которые поселила на глухую стену панельной пятиэтажки самарская группировка ЧЖНС (микрорайон Жуковского, 1), а на торце соседнего дома 2 происходит безумное чаепитие [27] в духе Льюиса Кэррола (севастополец Алексей Kislow). Отдельно выигрышными местами в микрорайоне оказались стыки поставленных гармошкой домов – два торца открываются здесь навстречу зрителю наподобие книги; особенно удачно этим воспользовались участники прославленного сибирского дуэта Aber и Morik с их парными фигурами [28] на дальнем от часовни торце дома 2 и примыкающем к нему торце дома 4. Если протиснуться в узенький проход между их рисунками и пройти через двор, то дальше обнаруживается еще одна работа – скворечник [29] в исполнении одного из самых активных московских уличных художников, Евгения Оззика (он же 0331c); тонкие веточки, нарисованные на фасаде №7, перекликаются с живыми соснами леса, который встает прямо у стены этого дома, последнего в городе.

Вернуться на улицу Романова, на первом светофоре направо на улицу Пушкина .

ВОКРУГ СТАДИОНА «АВАНГАРД»
Парковка: Пушкина, 5

На боковой стене дома 5 по улице Пушкина обнаружится третий зверь [30] Филиппа Боделока, самый загадочный. Кто это, выксунцы никак не могут решить – не то кашалот, не то дельфин, не то еще кто-то большой и водоплавающий. Художник мог бы облегчить их терзания, но ограничился лишь загадочной надписью: «В память о Пушкине». Возвращаясь к машине, можно взглянуть на противоположную сторону улицы, где на поле местного стадиона «Авангард» карабкается на осветительную мачту железный человечек. Эта скульптура Дмитрия Алексеева и Алексея Иванова называется «Человек-башня» [31].

В конце улицы Пушкина налево на улицу Красные Зори.

КРАСНЫЕ ЗОРИ
Парковка: Красные Зори, 39

В годы первых пятилеток, когда Выкса только получила статус города, эту улицу проложили, чтобы соединить воедино бывшие рабочие поселки, присвоив ей заодно столь романтическое название – счастливое коммунистическое будущее, казалось, было уже не за горами. Самая протяженная улица города до сих пор остается главной и самой парадной в Выксе, хоть и не выходит ни к одной из центральных площадей.

В конце 1920-х годов, когда большинство выксунских рабочих еще почитали за счастье получить комнату в новом деревянном бараке, в этой части Красных Зорь начали возводить аккуратные двухэтажные кирпичные домики (№37, 39, 41, 43) – элитное жилье предназначалось для немецких специалистов из фирмы Круппа, приехавших консультантами на строительство нового завода. Сейчас эти дома расселены и ждут сноса; сколько они еще простоят, неизвестно, но постарайтесь успеть увидеть росписи [32], [33], [34], [35] на торцах номеров 39 и 41, выполненные в 2012 году, когда эти дома были еще жилыми. Здесь отметилась московская команда Vitae Viazi, именитый дуэт Аesthtetics из Жуковского (они же Петро и Слэк) и другие менее известные художники. Сейчас, когда исторические дома на Красных Зорях стоят расселенные, а росписи на их стенах, оставшиеся с героических первых лет проведения “Арт-Оврага”, несколько потрепаны временем и непогодой, этот уголок Выксы приобрел особое обаяние. Не пропустите и индейца с баллончиком краски в руке на стене гаража [36] между домами 35 и 37 (Stan, Max13, 2013).

Теперь уже можно вновь садиться в машину и выходить на финальную прямую, осматривая местные достопримечательности из окна. Слева по борту у дома 30 видна еще одна трансформаторная будка, на которой изображен большой гном, держащий в руках гнома поменьше, – этот фирменный рисунок группировки ZukClub (“Парадокс” [37]) можно встретить и на улицах многих европейских городах, в которых работала эта московская команда. Чуть дальше с правой стороны, сразу за перекрестком с улицей Вавилина, возвышаются колонны Дворца Ленина [38], расписанные в 2011 году братьями Рудневыми, они же ArtBrothers. Следующий же дом за Дворцом Ленина, невзрачная на вид хрущевка [39](№23), — предмет особой выксунской гордости. Это первый экспериментальный панельный дом, cобранный в Выксе по шведским образцам аж в 1958 году – и только потом эту типовую модель 1605 растиражируют по всему СССР.

Чуть не доезжая до конца Красных Зорь, стоит свернуть налево на улицу Степана Разина, которая приведет вас обратно к микрорайону Центральный и «Pro.Елке» у Красной площади. Последнее, что стоит подметить по пути, — это эффектный ярко желтый торец дома 20 [40], в центре которого косит зерно пейзанин в шляпе. Эта работа известного екатеринбургского художника Славы ПТРК изначально создавалась в виде небольшого холста для его серии картин «Одиночество». Но тут крайне удачно подвернулся конкурс на лучшую настенную роспись в Выксе, в которой «Хороший урожай» победил – и в масштабе девятиэтажного дома контраст между крохотной фигуркой в центре и широким пространством вокруг оказался еще более разительным.